Афазия – патология, возникающая мгновенно и вызывающая поражение разных отделов головного мозга, а процесс их лечения тянется долгие годы, связана с расстройством аппарата формирования и понимания человеческой речи.
Содержание:
Сложное неврологическое расстройство – афазия представляет из себя частичную или полную утрату способности говорить и воспринимать речь. При этом функциональность самого речевого аппарата не повреждёна. Изменения при таком заболевании сосредотачиваются в определённых областях коры ГМ. В медицине принято различать дизартрию и афазию. У первого заболевания происходит поражение именно речевого аппарата и означает затруднение в способности выразительно и внятно произносить слова вследствие нарушения подвижности органов речи.
Основные причины развития афазии
В действительности данное заболевание является составляющей клинического проявления иного недуга, который поражает височную, лобную или теменную зоны ГМ. Также расстройство речи может возникать при повреждении нервных структур, передающих импульсы в соответствующие участки коры ГМ. Проявление симптомов и разновидность афазии, скорость развития осложнений будет зависеть от причины утраты вербального общения.
Основные факторы:
- Внутримозговые новообразования полушарий ГМ.
- Сосудистые болезни головного ГМ.
- Заболевания, у которых основным патологическим процессом является демиелинизация.
- Эпилепсия.
- ЧМТ (черепно-мозговые травмы).
- Отравления.
- Дегенеративные болезни.
Лидирующей причиной развития данной патологии являются доброкачественные и злокачественные образования, находящиеся непосредственно в тканях мозга. Опухоли полушарий чаще всего затрагивают как раз те области коры, которые фактически отвечают за механизм работы данной функции. Обычно именно нарушение речи может оказаться симптомом для диагностирования новообразования, поэтому следует очень серьёзно относиться к такому состоянию.
Наибольший вес в ряду причин развития данного недуга занимает недостаточность мозгового кровообращения. Различают переходные (транзиторные) или ишемические приступы, которые проявляются в виде острых коротких атак церебрального кровообращения. Они вызывают остановку циркуляции кровотока в определённых участках мозга и сопровождаются локальной симптоматикой, в зависимости от расположения патологического процесса.
В группу демиелинизирующих болезней входят воспалительные заболевания вещества ГМ (абсцесс, лейкоэнцефалит, РС (рассеянный склероз), энцефалит, РЭ. Механизм их развития проявляется в виде повреждения миелиновой оболочки нервных волокон. Миелин отвечает за проводимость нервных импульсов от ГМ. При его повреждении могут развиваться разные симптомы, среди которых и афазия.
Распространённое хроническое нервное заболевание характеризуется образованием в ГМ очага импульсов, вызывающих внезапные судорожные приступы или кратковременное помрачение сознания. Когда судорожный очаг находится в центрах мозга, которые контролируют речь, соответственно это может спровоципрвать развитие афазии.
Механические овреждения костей черепа или мягких тканей мозга являются серьёзными факторами, которые могут привести к развитию афазии и провоцируют отклонения, что приводят к утрате некоторых функциональных способностей. Случается, что заболевание возникает не сразу после травмы, а может проявляться в виде последствий.
Множество ядовитых отравляющих веществ, которых при попадании в организм вызывают негативное действие на клетки ГМ и ЦНС. Отравление нейронов сопровождается утратой их функций.
Данная группа хронических заболеваний ЦНС характеризуются постепенной и прогрессирующей гибелью нейронов с дальнейшей утратой некоторых функциональных способностей.
Одновременно с другими неврологическими симптомокомплексами также имеется вероятность развития афазии.
Виды афазии
Неврологи различают такие формы:
- Сенсорная – в основе повреждение тканей височных извилин.
- Семантическая – развивается при поражении теменного участка.
- Моторная – поражения развиваются в задних участках лобных извилин.
- Амнестическая – патология во внутренних отделах височных и теменных участках.
Обычно на практике редко диагностируются афазии в чистом виде, часто бывает сочетание разных форм патологий по типу сенсорно-моторной.
Сенсорная афазия
Данный вид недуга медики ещё называют «словесной глухотой». Поражение развивается в задних верхних отделах височных извилин коры ГМ (обычно в левом полушарии) или проводящих структурах, которые соединяют эту область мозга с другими долями.
СА условно различают по типам:
- Афазия Вернике.
- Семантическая.
- Акустико-гностическая.
Афазия Вернике
Клиническая картина:
- В неспособности человека понимать смысл сказанного. Больной слышит, что ему говорят, но орган слуха искаженно обрабатывает информацию, и потому не понимает смысл услышанного.
- Нарушается понимание письменной речи. Пациент не в состоянии сопоставить букву с соответствующим ей звуком.
- В зависимости от степени повреждения и при сильно выраженном нарушении, расстройство выражается не только не в непонимании обращенной речи, а и своей собственной. Из-за поражения контроля произношения часто наблюдается парафазия речи – это приводит к тому, что речь больного человека становится совершенно непонятной для окружающих, человек общается набором слов (“речевая окрошка” или”словарный салат”), фактически не связанных между собой.
- Возникает замена слов схожих за звучанием и артикуляцией.
- Наблюдается нарушение способности читать вслух. Пациент не в состоянии соотносить прочитанные буквы со звуками воссоздаваемыми в памяти. По началу происходит утрата способности читать,позже затруднения проявляются и в контроле других ситуаций.
- Нет нарушений артикуляция, отсутствуют паузы в речи.
- Данный вид афазии встречается у людей с болезнью Альцгеймера на развернутых стадиях.
Семантическая афазия
Заболевание развивается после нарушений в височно-теменно-затылочном участке левого полушария.
Симптомы проявляются в виде:
- У человека отсутствует понимание речевой формулировки, у него происходит нарушение логико-грамматического понятия.
- Наблюдается расстройство понимания построения порядка слов в предложениях.
– Сложность восприятия речи других людей, из-за затруднения осознавать смысл услышанного. Для понимания воспринимаются односложные предложения. Человек с таким расстройством испытывает трудности в понимании и построении логических конструкций. - Повторение сложных фраз получается довольно легко, потому что человек не задумывается над их взаимосвязью.
- Сохраняется артикуляция некоторых слов, больной хорошо помнит название предметов.
Акустико-гностическая афазия
Заболевание проявляется при сосредоточении очага в задней доли верхне-височной извилины.
Основной дефекта, сопровождающего процесс развития заболевания служит нарушение способности различать звуки, анализировать и воспринимать части речи, в результате происходит утрата понимания адресованной к человеку речи.
Моторная афазия
МА или (афазия Брока) отличается тяжелыми нарушениями в области речевых центров в нижних отделах левой лобной доле участка мозга (зоны Брока), пациент не может контролировать собственную устную речь, хотя понимает собеседника.
В соответствии с локализацией очага поражения и характера возникающих нарушений речи при МА условно отличают:
- Афферентную моторную;
- Эфферентную моторную;
- Динамическую афазию;
Афферентная моторная афазия
В основе развития недуга – поражение нижних участков постцентральной извилины ГМ, прилегающей к роландовой борозде.
Характерные симптомы:
- Больной понимает обращённую к нему речь, полностью осознает её смысл, однако ему не удаётся правильно сформулировать ответ или эмоциональную реакцию.
- Собственные слова плохо поддаются артикуляции.
- Иногда одни выражения заменяют созвучными, которые полностью не подходят по смыслу.
- Наблюдается повторение чужих слов или из собственной речи. Данный симптом – базовый для этого вида расстройства речи.
- Грамматически правильное построение предложения, нет длинных и немотивированных пауз.
Эфферентная моторная афазия
Заболевание выражается повреждением речедвигательного центра в лобном участке коры ГМ (обычно левом полушарии) или проводящих путей, соединяющих этот участок мозга с другими областями.
Характерные симптомы:
- Проблема связана с образованием спонтанной речи. Человек понимает всё услышанное, и слова, которые он произносит, однако ему не удаётся сформулировать сущность того, что пытается сказать.
- Чаще происходит нарушение артикуляции, не получается правильно построить предложения. Пациент часто пропускает некоторые слова для соединения, переставляет их местами, потому речь лишается всякого логического смысла.
- Речь строится из набора обыкновенных слов, совершенно не связаных между собой.
- Случается человек останавливается на продолжительную паузу, а затем продолжает разговор совершенно в ином направлении.
Динамическая (моторная) афазия
Особенности возникновения и развития процесса болезни связаны с повреждением задних отделов лобных участков ГМ.
Характерные симптомы:
- Неспособность выстроить внутреннюю программу высказывания и реализовать её во внешнюю речь, то есть наблюдается расстройство коммуникативной функции речи.
- Трудности в произношении слов. Больные могут проговаривать лишь несложные предложения, при этом пропуская определённые слова и предлоги.
- Сохраняется способность понимания обращенной к человеку речи и произносить отдельные звуки.
- Человек понимает свой дефект и старается меньше разговаривать.
Амнестическая афазия
Такое отклонение характеризуется поражением нижней доли в височном участке доминирующего полушария. Человеку сложно вспоминать название объекта, но он хорошо понимает его предназначение. Если больной получает подсказку, он может назвать слово, хотя в дальнейшем не сможет повторить – снова забывает. В речевых конструкциях нет числительных, зато в избытке глаголов. Сохраняется прежняя способность читать и писать. Часто причинами АА становятся инсульты, злокачественные новообразования, органические поражения головного мозга.
Условно АА разделяют на два типа:
- Акустико-мнестическую.
- Оптико-мнестическую,
Акустико-мнестическая афазия
Данный тип нарушения – следствие локального повреждения средне-височного участка ГМ в районе сильвиевой извилины.
Характерные симптомамы:
- В результате повышенной заторможенности слуховых рецепторов поражается слухоречевая память, случается – зрительное представление о предмете.
- Возникает в следствии первичного повреждения импрессивной речи. Сохраняется понимание отдельных звуков.
- Больной не в состоянии синтезировать фонемы в слова.
- В основном страдает распознавание существительных и понимание их смысла. В собственной речи мало существительных, которые, как правило, подменяются местоимениями.
- Больной понимает, что ему говоря, но не понимает прочитанный текст.
- Характерно неправильное употребление определённых букв, звуков или слов устной речи и письменной.
- Темп речи обычно, не страдает, однако при попытке “вспомнить” необходимое слово могут возникать паузы в разговоре.
- Отсутствуют нарушения при повторении слов за врачом, а также артикуляции и восприятии предложений (аграмматизм).
- Иногда этот вид афазии меняет сенсорную при развитии регресса речевых поражений.
Оптико-мнестическая афазия
Патология возникает при нарушениях в смежных отделах височном и затылочном участках отвечающих за речь полушариях мозга.
Основными характерными признаками данной афазии служат:
- Больной при указывании кем-то на определённые объекты не может их назвать. Своим поведением он демонстрирует, что знает этот предмет и даже может рассказать о его предназначении, но ему трудно вспомнить его название.
- Как правило, положительный эффект оказывает подсказка из первых фонем этого слова или набор созвучных фраз, помогая восстановить в памяти то, что необходимо.
- В отличие от зрительнопредметной агнозии, при которой литеральные подсказки неэффективны и больной не может описать предметы, в данной ситуации симптомы поддаются успешной корректировке.
- Речь остаётся без изменений.
- Сохраняется артикуляция и правильный порядок построения слов в предложении.
- Больные с таким нарушением узнают на слух существительные.
- Темп речи и качество разговора существенно не страдают. Из-за этого такой тип афазии редко диагностируют на начальных стадиях.
Смешанная афазия
В практике неврологии часто встречаются пациенты со смешанными видами патологий. Симптомокомплекс МА может накладываться на признаки СА, затрудняя диагностику патологии.
- Эфферентно-моторную с сенсорной.
- Афферентно-моторную с сенсорной.
- Сенсо-моторную афазию.
- Тотальную.
Сенсо-моторная афазия
Данное отклонение считается тяжелым заболеванием и сочетает в себе механизм сенсорной и моторной формы патологии – пациент не может понимать, что ему говорят и контролировать свою речь. Так, больной с СА разговаривает отрывистыми фразами, которые совершенно не взаимосвязаны между собой, у больного с сенсомоторной формой наблюдается затруднение речи или полное её отсутствие. Часто подобное повреждение встречается после инфаркта с сосредоточением патологического процесса в области средней левосторонней мозговой артерии, а в случае полного нарушения речи его ещё называют тотальным.
Тотальная афазия
Последняя форма недуга – самая тяжёлая, у больного наблюдается полное разрушение речевого аппарата. Такое можно происходить в случае обширного инсульта. Человеку трудно воспринимать чужую речь, не может произносить собственные слова, имеются сложности при чтении и написании текста.
Диагностика афазии
Диагностирование заболевания, восстановительный курс лечения и практическое обучение пациентов с таким недугом проводится целой командой специалистов – афазиологом, невропатологом, нейропсихологом, логопедом. Для определения наличия и степени нарушений доктор может предложить пациенту пройти несколько простых тестов.
Диагностическое обследование речевой деятельности включает:
- Оценку устной речи – чтение и понимание прочитанного.
- Письменной речи, для этого проверяются навыки списывания, написание текста под диктовку.
- Оценку зрительной, слухоречевой памяти и других форм модально-специфической памяти.
- Способность совершать последовательные сознательные произвольные движения и выполнять целенаправленные действия – динамические, кистевые, мимические, пальцевые, сомато-пространственные.
- Способность узнавать предметы.
- Интеллектуальные процессы.
Для установления непосредственных причин болезни и локализации очага развития поражения проводят дополнительные методы обследования:
- Дуплексное сканирование сосудов ГМ и шейного отдела.
- КТ (компьютерная томография) и МРТ (магнитно-резонансная томография) головы.
- Магнитно-резонансная ангиография.
- Люмбальная пункция.
- Энцефалограмма (ЭЭГ) мозга.
- Ультразвуковая допплерография (УЗДГ) сосудов головы и шейного отдела.
Комплексная диагностика позволяет отличить афазию от других заболеваний — алалии, дизартрии, тугоухости, умственной отстали.
По результатам таких обследований специалист устанавливает правильный диагноз, подбирает способы лечения и восстановления.
Особенности лечения афазии
Тактика лечения недуга зависит от причины, которой было спровоцировано это расстройство. Терапевтическая помощь направлена на воздействие специфических состояний, которые вызвали дефект речи и складывается из медикаментозной терапии. При этом также обращается внимание на корректирование артикуляции и помощь квалифицированного логопеда. Эти мероприятия имеют прямое влияние на аппарат речи, несут целенаправленное воздействие, позволяют ускорить процесс развития речи и устраняют приобретённые нарушения. Активная реабилитация включает в себя – лечебную физкультуру (ЛФК), комплекс восстановительных упражнений при помощи спецсредств (механотерапия), физиотерапевтические процедуры, массаж.
Медикаментозная терапия
Лечение основной причины, вызвавшей заболевание, проводится под контролем невропатолога или нейрохирурга, ведь они специализируются на лечении инсультов, травм головы и других повреждениях, связанных с ГМ. В случае, если дефекты речи спровоцировали новообразования, тогда ликвидацией симптомов будет заниматься также и онколог.
В медикаментозной терапии назначают медпрепараты, действие которых направлено на улучшение микроциркуляции крови и метаболизма в тканях коры мозга. Эффективным также применение ноотропных средств, которые хорошо улучшают когнитивные функции мозга, а также возможность говорить и правильно воспринимать обращённую к человеку речь.
Все фармакологические лекарства, которые назначают при лечении данного недуга, тщательно подбирают на предмет побочных осложнений и взаимодействия с другими препаратами, что принимает больной. Нельзя самостоятельно заниматься лечением с помощью медпрепаратов. Это может причинить серьёзный вред пациенту.
В случае крайней необходимости, для устранения серьёзных симптомов, вызывающих афазию назначается хирургическое вмешательство.
Логопедическая помощь
Как правило эффективной оказывается логопедическая помощь, курсовые занятия которой позволяют корректировать функциональные расстройства речевого аппарата без приёма медикаментов.
Основная цель логопеда – формирование отчетливых установок, чтобы пациент сосредоточенно мог работать над собой и вырабатывал новые схемы для развития нормальной речи. Лечебно-коррекционные мероприятия охватывают все виды речи – устную (диалог и монолог) и письменную. Человек учится слушать обращённую к нему речь, анализирует услышанное, самостоятельно составляет из слов предложения и затем усложняет их.
Конечным результатом логопедического лечения становится выработка грамматически правильно поставленной речи, которая пациент быстро составляет. Однако, работать над этим придётся довольно длительный период. В зависимости от степени расстройства и конкретного случая, эффективность лечения у специалиста-дефектолога достигает за два-три года.
Начинать лечебно-коррекционные терапевтические мероприятия следует сразу, как только миновал острый период болезни или начали появляться симптомы. Своевременное начатое лечение позволяет ускорить устранение приобретённые нарушения и предупредить вторичные изменения, обусловленные расстройствами речи.
Лечение иппотерапией
Методика коррекции речи посредством лечебной езды верхом на лошади. Занимаясь реабилитацией в специализированных центрах под руководством опытных тренеров и квалифицированных врачей, улучшение в состоянии пациента наступает уже к концу первого месяца регулярных тренировок.
Постоянные общения с лошадьми оказывает успокоительное воздействие на ЦНС, что является более положительным фактором в отличие от логопедических занятий, которые порой вызывают у пациента волнения, тормозя таким образом процесс лечения.
Положительные эмоции активизируют процессы в гипоталамусе (центр мозга), который в свой черёд побуждает иммунную систему настроиться на восстановление пострадавших клеток. Замечено, что на занятиях иппотерапии больной полностью забывает о своих недостатках, начинает нормально разговорить, понимает практически все команды тренера, а в другой обстановке его проблема не даёт про себя забыть. По ходу лечения больной начинает постоянно чётко разговарить и правильно воспринимать речь, независимо от окружающей обстановки.
Кроме эмоционального общения, верховая езда воздействует на психику и когнитивные способности пациента, развивает моторику тела, а это положительно влияет на восстановление клеток ГМ. Эмоциональное общение, верховая езда, уход за животными показывают отличные результаты.
Заболевание полностью отступает и человек возвращается к нормальной жизнедеятельности.
Советы родным и близким
Во многих случаях афазия является приобретенным следствием органического повреждения речевых центров в коре ГМ, которое через некоторое время может бесследно исчезнуть. Такое обычно происходит при не тяжёлых формах инсульта, после которых мозговые функции полностью восстанавливаются.
И именно в этот непродолжительный период, важное значение имеет обращение близких людей с человеком, у которого развивается неврологическая патология с нарушениями речи или расстройством артикуляционного аппарата. Родные должны соблюдать некоторые несложные рекомендации, благодаря этому будет происходить улучшение общего состояния и быстрее произойдёт восстановление:
- Упростить речь.
- Повторять сказанное.
- Общаться на привычном уровнен.
- Запастись терпением.
- Язык жестов.
- Проявлять активность.
- Исправление.
Разговаривать нужно короткими и простыми предложениями, избегая сложных слов и длинные построения вопросов.
Для улучшения понимания нужно повторять некоторые ключевые слова в предложении. Это помогает больному расставлять важные приоритетные значения.
Нельзя пользоваться новыми формами речи, которыми ранее не общались. Необходимо сохранить обычные взаимоотношения и знакомый уровень общения, это облегчит пострадавшему адаптацию.
Предоставлять человеку достаточно времени на выражение мнения и построения предложений. Больному трудно быстро говорить, поэтому нужно с пониманием относиться к этому.
Помимо разговоров, имеются и другие способы общения, способствующие установлению взаимопонимания между людьми. Обязательно нужно пользоваться ими, упрощая таким образом задачу для болеющего афазией.
Нельзя энергично кого-то вовлекать в разговор, побуждая делать то, что даётся с большим трудном. Ошибочно распространённое мнение, будто-то интенсивное общение помогает быстрее восстановиться. Затруднения у больного при выговаривании слов способствует развитию аутизации, замкнутости в себе, и человек просто перестаёт совсем говорить, потому что не верит в свои способности.
Также не надо поправлять пациента и указывать, как говорить. Люди с таким заболеванием допускают много ошибок, а если их всё время исправлять, тогда разговор для них может потерять всякое значение.
Правила профилактики афазии
В основном профилактические мероприятия по предупреждению развития данной патологии направлены на предотвращение механического травмирования головы (ЧМТ) и нарушений кровообращения с кислородным голоданием и повреждением мозговой ткани (ишемические повреждения), своевременном обнаружении опухолей в ГМ.
Профилактика включает:
- Ведение здорового образа жизни.
- Отказ от употребления алкогольных напитков, наркотиков, курения.
- Контроль состояния сосудов, предупреждая кислородное голодание (гипоксию) ГМ в результате проблемы циркуляции крови.
- Предпринимать меры, направленные на профилактику атеросклероза.
- Контролировать АД, потому что повышенное давление провоцирует сужение сосудов головы.
При появлении симптомов заболевания необходимо немедленно обратиться к врачу, только специалист знает, как правильно лечить патологию. Именно своевременно оказанная медпомощь напрямую влияет на скорость реабилитационного процесса заболевания.